Экологический контроль

Экологический контроль (надзор) — контроль за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и подчинения, а также должностными лицами и гражданами.

Различают следующие виды экологического контроля: государственный, производственный и общественный.

Государственный экологический надзор

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды» государственный экологический надзор осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и её территориальные подразделения.

Государственному надзору подлежат использование и охрана недр, земель, атмосферного воздуха, водных объектов, континентального шельфа, внутренних вод и территориального моря РФ, исключительной (морской) экономической зоны России, лесов, животного мира и среды их обитания, особо охраняемых природных территорий. Кроме того государство осуществляет экологический надзор по охране озера Байкал, в сфере охотничьей деятельности, рыболовства, обращения с отходами, а также надзор за соблюдением требований использования озоноразрушающих веществ.

Порядок осуществления государственного экологического надзора определяется Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года, Постановлением Правительства «О федеральном государственном экологическом надзоре» от 8 мая 2014 года, другими актами законодательства России.

Росприроднадзор осуществляет свою деятельность на основе плановых и внеплановых проверок. Для каждого объекта государственного экологического надзора, законодатель установил категории риска, которые определяют сроки плановых проверок. Объекты государственного надзора, относящиеся к категории чрезвычайного риска, проверяются 1 раз в год, объекты высокой степени риска — 1 раз в 2 года, значительного риска — 1 раз в 3 года, среднего риска — 1 раз в 4 года и умеренного риска — 1 раз в 5 лет. Плановые проверки объектов государственного надзора, находящихся в зоне низкого риска не осуществляются. Внеплановые проверки проводятся на основании конкретных фактов, о которых стало известно органам государственного экологического надзора. К таким основаниям относятся: истечение срока, в течение которого предприятие должно было исправить допущенное нарушение; приказ надзорного органа о проведении внеплановой проверки; наличие жалобы на организацию, нарушившую, по мнению заявителя, природоохранное законодательство.

Государственные органы экологического надзора имеют право по результатам контрольных проверок применять к нарушителям меры юридической ответственности. В случае обнаружения нарушения Росприроднадзор принимает предписание об её устранении, с указанием срока в течение которого оно должно быть устранено. Организации может быть выписан административный штраф. При повторном нарушении применяются меры административной ответственности. Серьёзное нарушение природоохранного законодательства влечёт приостановление деятельности организации.

Производственный экологический контроль

Производственный экологический контроль осуществляется предприятиями, учреждениями, организациями в процессе их хозяйственной и другой деятельности, если она оказывает или может оказывать вредное воздействие на окружающую среду. Особенности осуществления производственного экологического контроля в некоторых отраслях регулируются ведомственными нормативными актами. Предприятия, учреждения и организации, в частности, обязаны осуществлять контроль за проектированием, строительством и эксплуатацией сооружений, оборудованием и аппаратурой для очистки выбросов (сбросов) в окружающую среду загрязняющих веществ и снижения вредного воздействия физических и биологических факторов, оснащением их приборами, необходимыми для контроля за эффективностью очистки, соблюдением нормативов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и уровней вредного воздействия физических и биологических факторов и т. п. Осуществление производственного экологического контроля возлагается на соответствующих должностных лиц или на специальные службы экологического контроля на предприятиях.

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность на объектах, оказывающих сильное воздействие на окружающую среду, обязаны разрабатывать специальные программы экологического контроля. Кроме того они обязаны предоставлять органам государственного экологического надзора отчёт об организации и о результатах производственного контроля.

Общественный экологический контроль

Определёнными полномочиями в сфере охраны окружающей среды наделены также органы общественного экологического контроля. Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды», соответствующий контроль осуществляется общественными организациями и иными некоммерческими организациями, с целью предотвращения нарушений природоохранного законодательства.

Любой гражданин изъявивший желание помочь органам государственного экологического надзора, может осуществлять общественный контроль, в качестве общественного инспектора по охране окружающей среды. Общественные инспекторы осуществляют свою деятельность путём фиксации нарушений экологического законодательства и сообщении о них в органы государственной власти РФ, её субъектов и в органы местного самоуправления.

Литература

Нормативная литература

Научная литература

  • Лапина М. А. Экологическое право: курс лекций. — М.: КонсультантПлюс, 2008. — 148 с.