Охрана атмосферного воздуха

Охрана атмосферного воздуха — комплекс организационных, экономических, технических, правовых и иных мероприятий, связанных с сохранением, улучшением и восстановлением атмосферного воздуха, предотвращением и снижением уровня его загрязнения, проводимом органами государственной власти, физическими и юридическими лицами.

Законодательная база

Правовой основой охраны атмосферного воздуха является Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» 1999 года. Он определяет полномочия органов государственной власти России, её субъектов и муниципальных образований в сфере охраны атмосферного воздуха, предусматривает требования для его охраны при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, включает положения о государственном учёте вредных воздействий на атмосферу, регулирует государственный мониторинг за состоянием атмосферного воздуха, государственный экологический надзор, производственный и общественный контроль в сфере защиты атмосферы. Многие нормы об охране атмосферного воздуха закреплены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» 2002 года. Подзаконные акты детализируют положения указанных законов. В частности, это касается положений о нормативах допустимых выбросов в атмосферу. Федеральные органы исполнительной власти также могут принимать нормативные акты в области охраны атмосферного воздуха, однако их доля крайне незначительна.

Роль государства в охране атмосферного воздуха

Государственное управление в сфере охраны атмосферного воздуха осуществляет Правительство России непосредственно или через федеральные органы исполнительной власти. Государственное управление в указанной сфере осуществляется в виде: выдачи разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, государственного учёта воздействий на атмосферу, государственного мониторинга и надзора за охраной атмосферного воздуха и т. д. Также государство устанавливает ряд требований для охраны атмосферного воздуха: запрет на внедрение новых продукций, не соответствующих законодательству об охране атмосферного воздуха; запрет на производство и использование топлива, не соответствующих указанному законодательству; запрет на выброс в атмосферу веществ, степень опасности, которых неизвестна; запрет на хранение, захоронение и обеззараживание вредных отходов, на территориях организаций и населённых пунктов и т. д.

Закон определяет, что выброс в воздух вредных веществ хозяйствующими субъектами может осуществляться только на основании разрешения, выдаваемого Ростехнадзором. При этом в таком разрешении устанавливаются предельно допустимые выбросы, а также другие требования, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха. Превышение пределов допустимых вредных выбросов в атмосферу может привести к аннулированию такого разрешения. Предприятия осуществляющие выброс вредных веществ в воздух, а также источники таких выбросов, их количество, состав и размеры подлежат государственному учёту.

Государственный мониторинг атмосферного воздуха осуществляется Росгидрометом, Ростехнадзором и Роспотребнадзором в виде наблюдений за состоянием атмосферы, оценки и прогнозирования её состояния для информирования органов государственной власти и муниципальных образований, организаций и населения об уровне загрязнения атмосферного воздуха.

Надзор и контроль в области охраны атмосферного воздуха

Государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха осуществляется специализированными органами исполнительной власти и их территориальными подразделениями. Государственные инспекторы, осуществляющие надзор за охраной атмосферного воздуха вправе: беспрепятственно посещать предприятия, осуществляющие выброс загрязняющих веществ в атмосферу; проверять соблюдение установленных для предприятия нормативов таких выбросов; привлекать нарушителей законодательства об охране атмосферного воздуха к административной ответственности; направлять в следственные органы материалы о нарушении законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, для решения вопроса о привлечении нарушителя к уголовной ответственности и т. д.

Закон также предусматривает осуществление производственного и общественного контроля за охраной атмосферного воздуха. Производственный контроль производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную деятельность, связанную с вредным воздействием на атмосферный воздух. Осуществление производственного контроля возлагается на соответствующих должностных лиц или на специальные службы. Общественный контроль осуществляют общественные и другие некоммерческие организации. Граждане имеют право осуществлять общественный контроль в качестве общественных инспекторов. Свою деятельность они реализуют путём фиксации нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха и сообщении о них в соответствующие органы.

Юридическая ответственность

Нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха влечёт за собой наступление юридической ответственности: дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной. К дисциплинарной ответственности привлекаются должностные лица и другие работники, за нарушение или невыполнение своих служебных обязанностей в сфере охраны атмосферного воздуха. Гражданско-правовая ответственность наступает, если загрязнением атмосферы нанесён имущественный вред. КоАП предусматривает административную ответственность за: нарушение правил охраны атмосферного воздуха; выпуск и эксплуатацию механических транспортных средств, превышающих нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и нормативы уровня шума. Санкцией ст. 251 УК РФ установлена уголовная ответственность за загрязнение атмосферного воздуха. Квалифицирующими признаками данного состава преступления, за которые уголовный закон устанавливает повышенную ответственность, является загрязнение атмосферы повлекшее по неосторожности вред здоровью человека или его смерть.

Литература

Нормативная литература

Научная литература

  • Лапина М. А. Экологическое право: курс лекций. — М.: КонсультантПлюс, 2008. — 148 с.