Конвенция по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ

Конвенция по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ
 Вид: конвенция
 Дата подписания: 14 декабря 1992 года
 Место подписания: Стокгольм
 Дата вступления в силу: 5 декабря 1994 года
 Условие вступления в силу: истечение 2 месяцев после
депонирования 12 ратификации
 Стороны: подписало 35 государств,
ратифицировало — 21
 Место хранения: Правительство Швеции
 Языки: английский, испанский, итальянский,
немецкий, русский, французский

Конвенция по примирению и арбитражу в рамках СБСЕмеждународно-правовой документ, принятый государствами — участниками Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 14 декабря 1992 года в Стокгольме (Швеция).

Проект Конвенции был разработан ещё в ходе Женевского совещания по мирному урегулированию споров, проходившей с 12 по 23 октября 1992 года. 14 декабря того же года была официально одобрена Советом министров в Стокгольме. Вступила в силу 5 декабря 1994 года. Конвенцию подписало 35 государств, из них ратифицировало — 21. Россия подписала данную Конвенцию, но не ратифицировала.

Состоит из преамбулы, 39 статей, объединённых в 5 глав и 4 приложения.

Предпосылки принятия Конвенции

Конвенция принята в целях реализации принципа мирного урегулирования споров, который составлял один из основных направлений деятельности СБСЕ и продолжает играть эту роль в образованной на её основе в 1995 году Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Данный принцип сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г., Итоговом документе Венской встречи 1989 г., Парижской хартии для новой Европы 1990 г. Процедуры осуществления в рамках СБСЕ принципа мирного урегулирования споров закреплены в таких её документах, как Принципы урегулирования споров и положения процедуры СБСЕ по мирному урегулированию споров (г. Валлетта, Мальта, 8 февраль 1991 г.) и Результаты СБСЕ по мирному урегулированию споров (Женева, 12—23 октябрь 1992 г.). Так, в случае возникновения спора государства — участники СБСЕ обязались не допускать развития событий, которые составили бы угрозу международному миру и безопасности, и с этой целью должны консультироваться друг с другом на самом раннем этапе. В случае невозможности урегулирования спора между собой государства-участники СБСЕ принимают меры для согласования процедуры урегулирования, которая отвечала бы характеру и особенностям конкретного спора. В то же время государства-участники СБСЕ обязались прилагать усилия к включению в свои будущие договоры положения об урегулировании споров, возникающих в связи с толкованием или применением этих договоров. Государства—участники СБСЕ взяли на себя также обязательство воздерживаться, насколько это возможно, от оговорок к процедурам урегулирования споров и рассматривать возможность передачи споров в международные суды (например, Международный суд ООН) или в арбитраж (например, в Постоянную палату третейского суда). Кроме того, государства-участники могут признавать юрисдикцию международных органов по мирному урегулированию споров, созданных в соответствии с многосторонними договорами.

В октябре 1992 г. государства — участники СБСЕ одобрили изменения в Валлеттские положения о процедуре СБСЕ по мирному урегулированию споров 1991 г. Согласно этому документу механизм СБСЕ по урегулированию споров состоит из одного или более членов, избираемых по общему соглашению сторон спора из списка квалифицированных кандидатов. Каждое государство-участник, по желанию, может вносить в список до 4 человек. Ни один из членов механизма не может быть гражданином вовлечённого в спор государства или постоянно проживать на её территории.

Суд по примирению и арбитражу

Структура Суда ОБСЕ по примирению и арбитражу

Конвенция 1992 г. регламентирует порядок образования Суда по примирению и арбитражу, Комиссии по примирению и Арбитражного трибунала. Так, Суд по примирению и арбитражу создаётся для урегулирования путём примирения и (в соответствующих случаях) арбитража споров, переданных ему в соответствии с Конвенцией (ст. 1). В состав Комиссии по примирению, которая образуется для каждого спора, входят мировые посредники, избираемые из соответствующего списка. Каждое государство-участник назначает в течение 2 месяцев с момента вступления Конвенции в силу двух мировых посредников, из которых по меньшей мере один является гражданином этого государства. Второй посредник может быть гражданином другого государства — участника СБСЕ. Мировыми посредниками являются лица, которые занимают или занимали высокие государственные или международные посты и имеют признанную компетентность в области международного права, международных отношений или урегулирования споров. Они назначаются на 6-летний срок с возможностью занять пост мирового посредника на новый срок и не могут быть отстранены от своих обязанностей государством, которое его назначила, в течение срока их полномочий. Каждое государство-участник назначает в течение 2 месяцев после вступления Конвенции в силу одного арбитра и одного заместителя арбитра, каждый из которых может быть её гражданином, гражданином другого государства или гражданином государства — участника СБСЕ. Требования к их квалификации и порядок назначения такие же, как и к мировым посредникам (ст. 4). Мировые посредники и арбитры выполняют свои функции независимо. Суд образует президиум, в состав которого входит председатель, его заместитель и трое других членов. Председатель избирается членами Суда из их числа и председательствует в президиуме. Мировые посредники и арбитры избирают из своего состава представителей в президиум (2 члена президиума и 2 их заместителя от мировых посредников и 2 члена президиума и 2 заместителя от арбитров). Президиум избирает заместителя председателя из числа своих членов (ст. 7). Решения суда принимаются большинством голосов членов, участвующих в голосовании. Те, кто воздержался, считаются не участвовавшими в голосовании. Решения президиума принимаются большинством голосов её членов. Если голоса разделятся поровну, то голос председательствующего является решающим (ст. 8). Суд назначает секретаря и может принять меры для назначения других должностных лиц (ст. 9). Местопребывание Суда — Женева. Однако по просьбе сторон и с согласия президиума Суда, Примирительной комиссии или Арбитража, суд может проводить заседания в другом городе (ст. 10). При применении процедур мирного урегулирования спора стороны спора должны воздерживаться от действий, которые могут привести к обострению положения или осложнить урегулирование спора, или помешать его урегулированию. Примирительная комиссия может предложить сторонам спора меры, которые они должны принять, чтобы не допустить обострения спора или осложнения его урегулирования. Арбитражный суд может указать временные меры, которые предстоит принять сторонам спора (ст. 16).

Что касается компетенции Комиссии по примирению и Арбитражного трибунала, то любое государство — участник Конвенции может передать в Комиссию любой спор с другим государством-участником, не разрешёный в разумный срок путём переговоров (п. 1 ст. 18). Комиссия или Трибунал не рассматривают спор в случае, если: а) до передачи в Комиссию или Трибунал спор был передан в любой суд или трибунал, чью юрисдикцию в отношении данного спора стороны юридически обязаны признать, или если такой орган уже принял решение по существу данного спора; б) стороны в споре ранее признали исключительную юрисдикцию судебного органа (за исключением Трибунала), в соответствии с Конвенцией (п. 1 ст. 19). Если в любой момент стороны достигли урегулирования своего спора, то Комиссия или Трибунал снимают этот спор с рассмотрения (п. 5 ст. 19). По Конвенции, процедура примирения является следующей. Сначала государство — участник Конвенции подаёт секретарю заявление с просьбой о создании Комиссии по примирению для разрешения спора между ней и другим государством-участником или несколькими государствами-участниками (ст. 20). Создание Комиссии происходит путём назначения каждой стороной спора одного мирового посредника из списка мировых посредников. Президиум назначает ещё трёх мировых посредников в состав Комиссии. Президиум может это число увеличить или уменьшить, при условии, что оно будет нечётным. Комиссия избирает председателя из числа членов, назначаемых президиумом (ст. 21). Примирение осуществляется конфиденциально, и все стороны спора имеют право быть выслушанными (ст. 23). Комиссия предоставляет сторонам спора помощь в поисках урегулирования в соответствии с международным правом и их обязательствами в рамках СБСЕ (ст. 24). Если в ходе рассмотрения спора стороны придут к взаимоприемлемому урегулированию, то они должны будут включить условия этого урегулирования в резюме выводов, которое подписывается их представителями и членами Комиссии. Последние сообщают Совету СБСЕ об успешном достижении примирения и составляют заключительный доклад со своими предложениями по мирному урегулированию спора. Доклад доводится до сведения сторон спора, которые в течение 30 дней должны уведомить Комиссию о том, готовы ли они согласиться с урегулированием, которое предлагается. Если одна из сторон не соглашается, то другая сторона (или стороны) считается не связанной больше своим согласием, и в этом случае соответствующий доклад направляется в Совет СБСЕ (ст. 25).

Просьба о создании Арбитражного трибунала может быть представлена в любой момент по соглашению двух или нескольких государств — участников Конвенции 1992 г. и одной или нескольких других государств — участников СБСЕ. Первые могут в любое время заявить, что они ipso facto (лат. в силу самого факта) и без специального соглашения признают обязательной юрисдикцию Арбитражного трибунала при условии взаимности. Такое заявление может быть сделано без ограничения срока или на определённый срок, распространяться на все споры или исключать споры, касающиеся территориальной целостности государств, их национальной безопасности, права на суверенитет территории или претензий относительно юрисдикции над другими территориями. На основе своих полномочий или по просьбе одной из сторон Трибунал может указать временные меры, которые следует принять сторонам спора с целью предотвращения осложнения поиска решения (ст. 26). Все стороны спора должны быть заслушаны в ходе арбитражного рассмотрения, который должен соответствовать принципам справедливого судебного процесса. Относительно сторон спора Арбитражный трибунал имеет полномочия по установлению фактов и проведению расследований. Слушания в Трибунале происходят in camera (лат. в закрытом заседании), если он не примет другое решение по просьбе сторон (ст. 29). Функция Трибунала состоит в том, чтобы решать переданные ему споры в соответствии с международным правом. Данное положение не ограничивает право Трибунала решать дело ex aequo et bono (лат. по справедливости и доброте) с согласия на это сторон спора. Решение Трибунала является обязательным только для сторон спора и окончательным. Стороны спора могут обратиться в трибунал с просьбой дать толкование содержания и сферы применения решения. Просьба о пересмотре решения может быть подана только на основании обстоятельств вновь открывшихся (ст. 31). Если спор в течение разумного срока не была решён, Совет министров или Комитет старших должностных лиц СБСЕ, согласно Приложению 4 к Конвенции, могут в порядке т. н. директивного примирения приказать государствам — участникам спора обратиться к процедуре примирения.

Литература

Ссылки