Конвенции ЮНЕСКО об охране культурного наследия

Конвенции ЮНЕСКО об охране культурного наследия — международно-правовые документы об охране культурных ценностей, принятые под эгидой ЮНЕСКО.

К ним относятся: Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта 1954 г. (вступила в силу 7 августа 1956 г., 97 государств-участников) и Протоколы к ней 1954 г. (вступили в силу 7 августа 1956 г., 81 государство-участник) и 1999 г.; Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 г. (вступила в силу 24 мая 1972 г., 91 государство-участник); Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. (вступила в силу 17 декабря 1975 г., 158 государств-участников).

Особенности

Международно-правовая охрана культурных ценностей основывается на общепризнанных международных принципах и нормах. Через конвенции, в частности, осуществляется реализация прав человека в сфере культуры, касающиеся наиболее полного сохранения культурного наследия человечества для нынешнего и будущих поколений, обеспечение возможности пользоваться им. Нормы конвенций направлены также на реализацию целей и задач ЮНЕСКО, закреплённых в её Уставе, в частности относительно задач охраны общего наследия человечества — произведений искусства и других памятников исторического и научного значения.

Конвенции закрепили систему взаимосвязанных принципов и норм относительно охраны культурного наследия, что позволяет ставить вопрос о существовании международного права охраны культурных ценностей — новой отрасли международного права, которая находится на стадии формирования и интенсивно развивается. Нормы конвенций ЮНЕСКО способствуют преодолению разногласий между государствами при осуществлении ими политики в сфере культуры. Влияние конвенций заключается прежде всего в формировании принципов неприкосновенности культурного наследия, запрета незаконного вывоза культурных ценностей, двухстороннего сотрудничества между государствами, которое ими поощряется.

Конвенция 1954 г.

Конвенция 1954 г. стала первым международным договором универсального характера. Она объединила в себе важнейшие нормы, предусматривавшие защиту памятников во время войны, которые до этого были рассеяны по разным международным соглашениям, существовавших в виде обычаев и прецедентов. Унаследовала некоторые принципы Гаагских конвенций о законах и обычаях войны 1899 и 1907 гг. и Пакта Рериха, а также закрепила новые подходы и правила. Процедура применения правил Конвенции 1954 г. определяется её Исполнительным регламентом (который является частью документа); ряд вопросов, связанных с возвращением культурных ценностей законным владельцам, урегулированы Протоколом к ней 1954 г. В ст. 1 Конвенции 1954 г. сформулирована общая дефиниция культурных ценностей и определён предмет международной охраны. Нормы Конвенции 1954 г. применяются в случае объявления войны или любого другого вооружённого конфликта, который может возникнуть между двумя или несколькими договорившимися сторонами, даже когда состояние войны не было признано одной или несколькими из них (п. 1 ст. 18). Вместе с тем Конвенция возлагает на стороны комплекс обязанностей, которые должны выполняться в мирное время. В конце XX в. необходимость совершенствования существующих механизмов применения международно-правовых норм охраны культурных ценностей обусловила принятие нового документа — Протокола к ней 1999 г.

Конвенция 1970 г.

Нормы Конвенции 1970 г. направлены на предотвращение незаконных трансграничных перемещений культурных ценностей, а также незаконной передачи права собственности на них. Каждое государство-участник само устанавливает внутренние нормы по охране культурных ценностей, но эти нормы не должны противоречить положениям Конвенции 1970 г. Мероприятия внутреннего характера на выполнение норм Конвенции 1970 г. это внутреннее дело государства-участника и зависит от её условий и традиций. В то же время Конвенция 1970 г. возлагает на государства-участников ряд обязательств, которые следует реализовывать в международной деятельности: обязанность признавать неотъемлемое право каждого государства-участника на культурные ценности, которые ipso facto (лат. — вследствие самого факта) не могут быть вывезены; способствовать возвращению заинтересованным государствам таких ценностей в случае, если они были ранее вывезены (п. «d» ст. 13). Конвенция 1970 г. во многом способствовала формированию международно-правового обычая о признании права стран на культурные ценности, находящихся на их территории.

Конвенция 1972 г.

Культурное наследие находится в постоянной опасности даже в мирное время, даже при отсутствии преступных посягательств. Среди главных составляющих опасности — фактор времени, природные факторы (эрозия, стихийное бедствие), антропогенные факторы — рост городского и промышленного строительства, активизация землепользования, эксплуатация месторождений полезных ископаемых, ухудшение экологических условий.

Конвенция 1972 г. закрепила связь между охраной культурного и природного наследия; это имело решающее влияние на утверждение концепции всемирного наследия, значение которой выходит далеко за пределы политических и географических понятий. Распространилось признание всемирного значения охраны культурного и природного наследия, необходимости соответствующих согласованных усилий государств. В преамбуле Конвенции 1972 г. отмечается, что повреждение или исчезновение любых образцов культурного достояния или природной среды является губительным обеднением наследия всех народов мира. Констатируется, что охрана этого наследия на национальном уровне часто бывает недостаточным в связи с объёмом средств, которых она требует, и за неимением экономических, научных и технических ресурсов страны, на территории которой находится ценность, подлежащая защите. В то же время обязанность обеспечивать выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного наследия, находящегося на территории определённого государства, возлагается прежде всего на эту страну. На основании положений Конвенции 1972 г. образован Комитет всемирного наследия, который по обращениям государств составляет, обновляет и публикует «Список всемирного наследия» и «Список всемирного наследия, находящегося под угрозой». Внесение достопримечательности в один из этих списков является основанием для предоставления ей скоординированной международной помощи. В нормах Конвенции удачно сбалансированы уважение суверенитета государств и их права на своё культурное наследие и принцип общей ответственности человечества за сохранение всемирного наследия. В то же время в документе недостаточно обозначены ответственность государств за ущерб, причинённый культурным наследиям других народов, вопросы превентивного противодействия разрушающим факторам и т. п.

Участие России в конвенциях ЮНЕСКО

Реализация норм конвенций ЮНЕСКО в России проявляется, во-первых, в создании соответствующей международным требованиям системы законодательства, во-вторых, в построении системы специализированных государственных органов, компетентных служб, которые бы занимались охраной культурных памятников. Россия как правопреемница СССР является участницей всех трёх названных конвенций, а также Протокола 1954 г. Выполнение Россией обязательств будет способствовать не только сохранению национального культурного наследия путём обеспечения её соответствующим правовым режимом, но и более глубокому вхождению в мировой процесс культурного сотрудничества. Последнее является необходимым элементом определения позиции в двусторонних и многосторонних переговорных процессах по возвращению культурных ценностей и других аспектов участия в международном культурном сотрудничестве, в том числе в международных кампаниях ЮНЕСКО. Россия как сторона конвенций обязана также участвовать в международном культурном сотрудничестве с целью охраны всемирного культурного наследия, предоставлении международной помощи, обмене информацией о выполнении норм конвенций и т. п. Общая координация участия России в деятельности ЮНЕСКО, её структурах и мероприятиях осуществляется Комиссией по делам ЮНЕСКО, образованной в соответствии с Постановлением Правительства России от 21 августа 1992 г.

Ссылки