Конвенции МОТ

Конвенции МОТ — международно-правовые документы, принимаемые Международной организацией труда (МОТ), основной источник современного международного трудового права. С момента основания МОТ в 1919 году ею было принято в общей сложности 189 конвенций.

Конвенции МОТ имеют определённые особенности в процедуре разработки, принятия, ратификации и денонсации. Проекты конвенций разрабатываются Международным бюро труда (МБТ) на основе консультаций с правительствами, а также Международной конференцией труда (МКТ), которая образует с этой целью специальную техническую комиссию из её делегатов — представителей правительств, трудящихся и нанимателей. Проекты рассматриваются на МКТ (как правило, на её двух последовательных сессиях подряд, то есть в течение двух лет) и принимаются большинством в 2/3 голосов присутствующих делегатов. Так достигается консенсус делегатов-членов правительства, трудящихся и нанимателей в отношении конвенций. По Уставу МОТ, аутентичный текст конвенции подписывают не представители государств, а председатель МКТ и генеральный директор МБТ, причём один её экземпляр передаётся в архив МБТ, а второй — Генеральному секретарю ООН. Государства также получают по экземпляру принятого документа, который официально направляется ими для имплементации положений конвенции. По общему правилу, принятые конвенции вступают в силу через год после её ратификации по меньшей мере двумя членами МОТ. О каждой ратификации генеральный директор МОТ сообщает Генеральному секретарю ООН для регистрации в соответствии со ст. 102 Устава ООН. Ни Устав МОТ, ни её конвенции не предусматривают возможности делать оговорки. Считается, что оговорки к конвенциям МОТ недопустимы. Общим требованием к государствам — членам МОТ (п. «ci» § 6 ст. 19 Устава МОТ) является принятие ими всех необходимых мер для осуществления положений ратифицированной конвенции. С этой целью государства обязуются представлять ежегодные доклады о мерах, которые были приняты ими во выполнение конвенций, к которым они присоединились (ст. 22). Так реализуется право МОТ контролировать выполнение государствами своих обязательств. Доклады направляются по форме, утвержденной Административным советом МОТ.

С целью обеспечения стабильности выполнения международного трудового права МОТ принимает особые условия денонсации конвенций. По общему правилу, денонсация возможна через 10 лет после её вступления в силу. Государству даётся год, в течение которого оно может осуществить это право, после чего начинается новый 10-летний срок запрета денонсации. По Уставу МОТ (п. «e» § 5 ст. 19) у государств возникают определённые обязанности по имплементации конвенций, которые они ратифицировали. По требованию генерального директора МБТ правительство страны обязано направить ему информацию о состоянии законодательства и практики их применения в отраслях, которые составляют предмет регулирования ратифицированной конвенции, а также о мерах, принятых с целью имплементации её положений.

Особые полномочия предоставлены МОТ с целью согласования на международном уровне интересов государств, трудящихся и нанимателей в социальной и трудовой сфере, прогрессивного развития международного трудового права и эффективности имплементации государствами его положений.

Литература

  • Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда: 1919—1999. — Т. 1—2. — Женева: Международное бюро труда, 1991. — 1172 c.