Кодекс законов Умма-хана Аварского

Кодекс законов Умма-хана Аварского (Справедливого) — сборник обычного права (адатов), действовавший в Аварском ханстве[1] в течение XVI—XIX веков.

Составлен предположительно в конце XVI века, аварским правителем Умма-ханом. Считался основным источником права в Аварском ханстве. Кодекс регулировал основные сферы жизнедеятельности общества. В период Кавказской войны запрещён имамом Шамилём. Ликвидирован после установления советского законодательства.

История

Фрагмент оригинального варианта Кодекса Умма-хана Аварского на арабском языке

Составлен правителем Аварского ханства Умма-ханом Аварским, за что аварцы прозвали его «Справедливым». В Кодексе указана дата смерти аварского хана — 1634 год. Отсюда можно сделать вывод, что Кодекс был принят в конце XVI — начале XVII века. Точная дата принятия Кодекса не известна, однако большинство источников сходятся в том, что он нашёл своё применение с конца XVI века. Долгое время считался основным источником права в Аварском ханстве. Он регулировал повседневную жизнь в обществе, за исключением религиозных, брачно-семейных и наследственных отношений. Указанные отношения регулировались шариатом. Лишь в первой половине XIX века, с присоединением Аварского ханства, к движению имама Шамиля, адаты были полностью заменены исламским правом. Шамиль хотел любыми способами искоренить обычное право среди горцев и стал преследовать его последователей. Русский генерал и участник Кавказской войны А. В. Комаров поведал в своём труде «Адаты и судопроизводство по ним» следующую историю:

Открывающая кавычка.png Когда Шамиль утвердился в Аварии и начал преследовать сторонников адата, один аварец, имевший сборник адатов, по которым производился суд во времена Омар-хана, опасаясь держать его дома и предвидя в нем надобность, спрятал его в дупло дерева. Когда же Шамиль был взят в плен, хозяин сборника вынул его из дупла и передал в своё селение для руководства при разборе дел, заслужив общую благодарность за свою предусмотрительность. Закрывающая кавычка.png

Отсюда становится понятно, что с поражением национально-освободительного движения в Дагестане, Кодекс Умма-хана вновь нашёл своё применение. Нормы обычного права, в том числе законы Умма-хана, действовали в Дагестане до установления советской власти.

Известный русский историк XIX века Ф. И. Леонтович, описывая адаты народов Дагестана, писал, что «Омаровский сборник, к сожалению, доселе неизвестен печати». Другой знаменитый русский историк XIX века М. М. Ковалевский, посвятивший множество своих работ изучению норм обычного права народов Дагестана, приложил много усилий, чтобы отыскать данный Кодекс. Сравнивая Кодекс Умма-хана с другими сборниками адатов, он назвал его древнейшим сводом законов в Дагестане. Он был важным источником права в горах Дагестана. Многие его нормы нашли отражение в нормах обычного права соседних с Аварским ханством вольных обществах[2].

Первые годы советской власти в Дагестане запомнились так называемым «культурным геноцидом», который характеризовался массовым уничтожением дореволюционных книг. В их число нередко попадали сборники адатов. Сборник Умам-хана найден впервые в горном Дагестане в 1946 году, среди старых арабских книг. Знаменитый аварский поэт Гамзат Цадаса перевёл его на аварский язык. Перевод с аварского на русский составил дагестанский историк Х. О. Хашаев. В настоящее время Сборник хранится в Дагестанском научном центре РАН.

Особенности

В основе Кодекса — древнее обычное право горцев Дагестана, которое действовало ещё до принятия ислама. Характерные черты Кодекса: признание кровной мести; отсутствие разделения на материальное и процессуальное право, преобладание норм уголовного права; господство обвинительно-состязательного процесса и его публичность; отсутствие органов расследования (стороны самостоятельно собирали доказательства); широкое применение присяги в качестве доказательства; применение в качестве меры наказания изгнания из аула; полное отсутствие норм, регулирующих брачно-семейные и наследственные отношения (как уже говорилось эти отношения регулировались шариатом); применение круговой поруки при взыскании штрафов и возмещении материального ущерба. Говоря о штрафах стоит сказать, что их размер был слишком велик. Это объясняется коллективным характером штрафа. Это время характеризовалось чрезвычайно сильным развитием в Дагестане родственных отношений, в связи с чем штраф вместе с нарушителем платила вся семья или род. В качестве штрафа обычно давали определённое количество овец или быков. Доходы со штрафов поступали в казну хана или его наместников.

Кодекс не делится на главы и статьи. Он регулировал имущественные, семейно-бытовые, административно-управленческие отношения. Кодекс защищал интересы преимущественно феодальной знати. Частная собственность находилась под особой охраной государства. В частности, запрещался захват чужого имущества. С разрешения органа власти, оно могло перейти в собственность истца (ишкиль) до тех пор пока должник не выполнял свои исковые обязательства. Хотя кровная месть не была запрещена, законодатель делал попытки её ограничить. Так, Кодекс Умма-хана допускал процедуру примирения между родственниками убитого и убийцей, путём предоставления первым материальной компенсации (дият). Также Кодекс содержит нормы, регулирующие взаимоотношения между социальными слоями общества.

Комментарии

  1. Феодальное государство в Нагорном Дагестане, населённое аварцами, существовавшее с XII по XIX век.
  2. Вольное общество — союз сельских общин патриархального типа в Дагестане, сохранявшее независимость от соседних феодальных государств.

Литература

  • Памятники обычного права Дагестана XVII–XIX вв. / Сост.: Х. О. Хашаев. — М.: Наука, 1965.
  • Хашаев X. M. Кодекс законов Умму-Хана Аварского (Справедливого) / Под ред. А. А. Пионтковского. — М.: Тип. Московского юридического института, 1948. — 18 с.

Ссылки