Варшавская конвенция 1929 года

Конвенция для унификации некоторых правил,
касающихся международных воздушных перевозок
 Вид: конвенция
 Дата подписания: 12 октября 1929 года
 Место подписания: Варшава
 Дата вступления в силу: 13 февраля 1933 года
 Условие вступления в силу: истечение 90 дней после
депонирования пятой ратификации
 Стороны: 152 государства
 Место хранения: МИД Польши,
Правительство Польши (копия)
 Языки: французский

Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок также широко известная как Варшавская конвенциямеждународно-правовой документ, подписанный представителями 32 государств (Австрия, Бельгия, Болгария, Бразилия, Великобритания, Египет, Дания и Исландия, Венгрия, Япония и др.) 12 октября 1929 года в Варшаве (Польша).

Условием вступления в силу было истечение 90 дней после депонирования пятой ратификации. Такое депонирование произошло 13 февраля 1933 года.

К средине 2017 года её участниками являются 152 государства, в том числе Россия. СССР присоединился к Конвенции в 1934 году.

На сегодня это основной правовой акт, регулирующий осуществление международных воздушных перевозок.

Содержание

Состоит из преамбулы, 41 статьи, 5 глав и разделов. Действие Конвенции распространяется на международные воздушные перевозки между государствами, принимающими в ней участие, а также на перевозки, в которых место отправления и место назначения находятся на территории одной и той же страны, а остановка предусмотрена на территории другого государства, которая может и не участвовать в Конвенции (ст. 1). Конвенцией определены основное содержание и порядок использования перевозочных документов: билета, багажной квитанции, накладной, которые являются свидетельством заключения договора международной воздушной перевозки (ст. 3—5). Ряд положений касаются прав отправителя на распоряжение грузом во время следования, порядка выдачи груза в пункте назначения и т. д. (ст. 12). Особенно основательно регламентируется ответственность воздушного перевозчика перед пассажирами и грузовладельцами. Ответственность перевозчика наступает в случае опоздания при перевозке пассажиров, причинении им телесного вреда или смерти, если будет установлена вина перевозчика, а также за утерю, повреждение или уничтожение багажа или товаров. Однако если перевозчик докажет, что указанный вред был нанесён не по его вине, то он освобождается от ответственности (ст. 20). Конвенция устанавливает пределы ответственности перевозчика относительно: пассажира — 125 тысяч французских золотых франков (франк, содержащий 65,5 мг золота 0,900 пробы) зарегистрированного багажа и груза — 250 франков за 1 кг; предметов (личных вещей), которые остаются у пассажира — 5 тысяч франков. Любое соглашение об уменьшении пределов ответственности является недействительным, увеличение же этих границ — допустимо (ст. 22).

Конвенция предусматривает претензионный порядок рассмотрения дел о возмещении вреда, причинённого грузу или багажу. Срок подачи претензий — 14 дней. Подсудность споров альтернативная: по выбору истца, по месту жительства перевозчика, нахождения основного его предприятия или по месту выполнения перевозки. Срок исковой давности — 2 года (ст. 29). Если воздушный перевозчик докажет, что вред причинён вследствие противоправного поведения потерпевшего или наступила по его вине, суд, руководствуясь национальным законодательством, может уменьшить размер ответственности перевозчика или освободить его от ответственности (ст. 21).

Гаагский протокол 1955 года

В 1955 году был принят Протокол о поправках к Варшавской конвенции 1929 года (Гаагский протокол). Им были внесены в Конвенцию ряд изменений и дополнений, существенно упростивших формы перевозочных документов и порядок их использования. Уточнены сроки предъявления претензий к перевозчику. Гаагский протокол регулирует только такие международные воздушные перевозки, которые осуществляются между государствами — участниками этого Протокола, а также внутренние перевозки, место отправления и назначения которой находятся на территории одного государства, а остановка предусмотрена в другом государстве. Если перевозка начинается или заканчивается в государстве, которая является участницей только Варшавской конвенции, то Конвенция применяется без учёта изменений, внесённых Протоколом.

Варшавская конвенция 1929 года и Гаагский протокол 1955 года образуют так называемую Варшавско-Гаагскую систему ответственности при международных воздушных перевозках, которая, по сути, имеет универсальный характер. Государства-участники должны рассматривать оба этих акта как единый документ — Варшавскую конвенцию 1929 года с изменениями, внесёнными в Гааге (Нидерланды) в 1955 году.

Литература

  • Международное воздушное право / М. М. Богуславский, В. Д. Бордунов, А. Н. Верещагин, В. В. Гнатюк, и др. Отв. ред.: А. П. Мовчан, О. Н. Садиков — Кн. 2. — М.: Наука, 1981. — 365 c.
  • Международные авиаперевозки: правовые вопросы / В. С. Грязнов. — М.: Юридическая литература, 1982. — 120 c.

Ссылки