Административная юстиция

Административная юстиция — особый порядок решения административно-правовых споров судами и другими уполномоченными на то государственными органами.

Административная юстиция сформировалась на Западе во 2-й половине XIX века и заняла автономное место в традиционной системе судопроизводства. Это обусловлено рядом особенностей, которые отличают её от гражданского и уголовного судопроизводства. В порядке административной юстиции, в частности, рассматриваются и решаются административно-правовые споры между сторонами, находящимися в отношениях власти и подчинения. Правовое последствие решения конфликта в сфере государственного управления органом административной юстиции — признание недействительности и отмена неправомерного административного акта.

Порядок рассмотрения административных дел и исполнения решений по ним имеет определённые особенности. Названные особенности, а также конкретные социальные условия и традиции соответствующим образом повлияли на формирование системы органов административной юстиции в разных странах.

В зарубежных странах

На сегодняшний день в одних государствах функции административной юстиции осуществляют обычные суды, в других — специальные административные суды. К первым относятся, в частности, страны с правовыми системами, основанными на английском общем праве (Великобритания, США, Австралия, Новая Зеландия, Израиль). В этих странах функции административной юстиции возложены на обычные суды. Судебное производство осуществляется как по жалобам граждан на акты и действия органов государственного управления, так и опосредованно, то есть в процессе принятия решений по уголовным и гражданским делам. В некоторых из упомянутых стран (Великобритания, США) действуют также административные трибуналы. Они рассматривают и решают отдельные категории административных дел. Эти суды в одних случаях являются составной частью администрации, а в других — самостоятельными единицами. Обычные суды осуществляют опосредованный контроль за решениями административных трибуналов.

Специализированные административные суды (трибуналы) функционируют во многих странах, в частности Западной Европы (Австрия, Бельгия, Италия, Германия, Франция). По общему принципу эти суды могут отменять неправомерные акты и действия органов государственного управления. Но и в этих странах обычные суды тоже выполняют определённые функции административной юстиции. В некоторых вопросах они имеют исключительную юрисдикцию, в других — выступают вместе со специализированными административными судами гарантами обеспечения субъективных прав граждан, в частности относительно возмещения вреда.

В России

В России институт административной юстиции длительное время недооценивался. После провозглашения независимости в законодательном порядке были расширены правовые возможности для обжалования в суде решений, действий или бездействий органов исполнительной власти, нарушающих права и свободы граждан. По действующему законодательству законность в этой сфере обеспечивается судами судами общей юрисдикции. Они уполномочены рассматривать соответствующие дела и, в случае обоснованности жалоб граждан, обязывать органы исполнительной власти, их должностных лиц устранять допущенные нарушения и возмещать причинённый гражданам вред.

Законодательная база

Ст. 118 Конституции устанавливает, что судопроизводство в России осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Она также гарантирует право каждого человека на судебную защиту его прав и свобод.

Конституционный суд в своём Постановлении от 1998 года установил в качестве предмета административного судопроизводства все дела, возникающие из административно-правовых отношений. Кроме того он определил, что судопроизводство по административным делам «должно быть административным судопроизводством, независимо от того, осуществляется ли оно судом общей юрисдикции или арбитражным судом».

Принятый в 1993 году ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», заложил основу для развития административной юстиции в России.

Рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях в РФ осуществляется на основе Кодекса административного судопроизводства, принятом в 2015 году. Законодательная база осуществления административного судопроизводства включает также КоАП, ГПК, УПК и АПК. Помимо указанных кодексов институт административной юстиции в России регламентируют следующие законодательные акты: Федеральный закон «О судебной системе РФ» (устанавливает возможность создания специализированных административных судов), Федеральный закон «Об арбитражных судах РФ» (устанавливает деятельность судебных коллегий, по рассмотрению вопросов, возникающих из административных правоотношений).

Источниками административной юстиции могут быть подзаконные акты и законодательные акты субъектов РФ.

Попытка создания системы административных судов

С началом 2000-х была предпринята попытка создания в России административных судов в системе судов общей юрисдикции. Согласно законопроекту административные суды включали в себя многоуровневую судебную систему. Самым низшим звеном в этой системе должны были стать межрайонные административные суды, затем, административные суды субъектов, окружные административные суды и как высшая инстанция в данной системе — Судебная коллегия по административным делам при Верховном суде России. Соответствующий законопроект был внесён в 2000 году на рассмотрение в Госдуму. В том же году он был поддержан в первом чтении. Отклонён и снят с рассмотрения в 2003 году.

Литература

  • Бойцов В. Я., Бойцова В. В. Административная юстиция: к продолжению дискуссии о содержании и значении // Государство и право. — М.: Наука, 1994, № 5. — С. 42—53.
  • Салищева Н. Г. Административная юстиция. — Л., 1973.